Обзор стратегий на мировом рынке морских буровых установок
Рынок средств освоения шельфовых месторождений может быть поделен на два сегмента по функциональному принципу: на разведывательные и добычные установки.
Добычные платформы
Сейчас в оффшорном бурении задействовано более 8000 добычных буровых платформ, которые можно разделить на два класса: плавучие морские буровые установки и стационарные (фиксированные) морские буровые установки.
Морские фиксированные платформы составляют основные добывающие мощности на сегодняшний день, что объясняется сравнительно более дешевым и простым способом их строительства и установки.
Упрощенный вариант стационарной морской буровой установки подразумевает использование стального каркасного основания и называется «jacket» или «несущая структура». Хотя дизайн данных буровых установок претерпел мало изменений со времени первой Луизианской платформы 1947 года, но и на сегодняшний день это самый распространенный вид морского бурения (95% от всех МБП). В тоже время ограничением для использования стационарных платформ данного класса является их статичность и глубина воды района бурения (до 300 м).
Морские буровые платформы с железобетонным основанием просто укладываются на дно и не требуют дополнительных креплений. Чаще всего данный вид МБП используется так же на мелководных месторождениях (однако, сейчас есть примеры установки платформ на глубинах более 400 м в Норвегии – платформа «Troll A»). Использование фиксированных морских буровых платформ оправдано на месторождениях с доказанными резервами углеводородов.
Универсальными, для добычи нефти и газа на морских месторождениях являются плавучие комплексы нефтедобычи, хранения и выгрузки (FPSO).
Одними из первых для добычи были переоборудованы ППБУ (полупогружные буровые установки) платформы, опирающиеся на систему погруженных в воду понтонов и буксируемые к месту работы. На платформе монтируется буровое оборудование, располагаются вспомогательные службы, жилье для персонала (обычно на 100 человек). Установки данного типа работают на глубине от сотен до 2-3 тыс. м, проектная глубина бурения - до 8-10 тыс. м.
Для добычи используются также установки типа TLP, полупогружные конструкции, вертикально закрепленные ко дну якорями (кабель или трубы), поддерживающими установку в плавучем состоянии в определенной точке бурения. Основные глубины использования - 120 - 1500 м.
Использование новых дизайнерских разработок типа «SPAR» (платформа, вертикально «поддерживаемая» на поверхности с помощью плавучих камер и в классическом варианте имеющая форму прямого кругового цилиндра) постепенно получает все более широкое применение, хотя данный вид платформ достаточно молодой (первая SPAR – платформа «Neptune» была установлена на американском побережье в 1996 году). Мексиканский залив пока и остается основным местом применения данной буровой структуры, однако, уже сейчас рассматриваются варианты использования SPAR в жестких условиях северных морей.
В пропорциональном отношении весь мобильный добычной флот можно представить в следующей диаграмме.
Диаграмма. Активный добычной мобильный флот
Источник: Clarkson research 2011
Разведочные буровые установки
Разведочное бурение в море производится с мобильных установок четырех основных типов: самоподъемных, полупогружных, буровых судов и барж.
Самоподъемные установки Jack ups (СПБУ) - установки, поднимаемые на мачтах-домкратах, опирающихся на дно. Они работают на глубине от нескольких до ста метров и буксируются на произвольные расстояния в океане (например, из Мексиканского залива в Южно-Китайское море).
Полупогружные установки Semisubmersible (ППБУ) - платформы, опирающиеся на систему погруженных в воду понтонов и буксируемые к месту работы. На платформе монтируется буровое оборудование, располагаются вспомогательные службы, жилье для персонала (обычно на 100 человек). Как упоминалось, установки данного типа работают на глубине от сотен до 2-3 тыс. м.
Буровые суда (drill ships) предназначены для глубоководного разведочного бурения в море от 200 до 3000 метров и глубже. В дополнение ко всему оборудованию, установленному на большом океанском судне, по центру палубы оборудована буровая вышка. Судно имеет технологическое отверстие или ‘moonpool’, позволяющее проводить бурение непосредственно с судна.
Буровые баржи используются для мелководных месторождений до 50 метров в условно закрытых водоемах для решения локализированных задач по разведке нефтегазового сырья. При этом в данной группе можно выделить
подкласс барж, которые предназначены для ультра мелководья (0-4 метров) при глубине бурения до 4-5 000 метров. Данному классу в ходе работы будет уделено особое внимание, как варианту освоения мелководной части Каспийского моря.
В целом рынок новостроя переживал в последнее время не особо удачные времена по всем целевым сегментам, что нашло отражение в таблице. Как видно из нее основным спросом пользовались СПБУ для разведки и FPSO для добычи, при этом 80% всех контрактов были заключены на спекулятивной основе, без обеспечения долгосрочного фрахта.
FPSO в большинстве случаев не является новостроем, а конвертируется из крупнотоннажных танкеров. По заключенным контрактам уже можно отметить начало оживления в секторах разведки и прогнозировать улучшение в добычном сегменте, основываясь на ожиданиях основных игроков.
Источник: Clarkson research 2011
Конкурентный анализ рынка строительства морских буровых установок
Позитивные ожидания операторов рынка, недостатки действующих мощностей и необходимость освоения новых морских нефтегазоносных провинций обуславливают дальнейшие перспективы строительства новых буровых платформ и модернизацию существующего флота.
Текущие требования рынка в отношении мобильности, многофункциональности, производительности и экологичности будущих установок диктуют новые нормы и стандарты в данном секторе судостроения.
В то же время использование передовых технологий и новых методов бурения не могут заменить потребности рынка в мобильных буровых платформах, обеспечивающих разведку и добычу углеводородов в условиях глубоководья, суровых климатических условиях и новых районах предельного мелководья.
Строительство плавучих буровых установок велось на достаточно большом перечне предприятий судостроения, более того во времена всплесков спроса в конце 70-х годов появлялись так называемые верфи-призраки, которые, построив 1-2 установки, опять пропадали в небытие.
На сегодняшний день заказы на новострой в основном размещаются на специализированных верфях, которые под конкретные проекты могут привлекать субподрядчиков. Это объясняется усложнением производственно-технологического процесса и повышением требований к специализации и профессионализму судостроителей задействованных в данном бизнесе.
Последние 5 лет стали серьезным испытанием для контрагентов рынка строительства бурового флота, количество верфей, задействованных в строительстве ППБУ, сократилось более чем в 3 раза, продуценты СПБУ сократили свое число в 5 раз. Выбытие фирм из «оффшорного бизнеса» объясняется целым списком объективных причин, как финансового, так и производственного характера.
Сейчас данная отрасль судостроения отличается высокой степенью концентрации производства и капитала. Барьеры для входа на рынок находятся на высоком уровне, и появление новых производителей весьма затруднено.
Производственно-коммерческие связи на рынке характеризуются устойчивостью и крепостью. Операторы рынка редко переключаются на новых поставщиков, что вполне объяснимо высокой степенью риска срыва сроков поставок, потерей рентабельности проекта, поэтому операторы идут на дополнительные издержки, работая с более дорогими, но проверенными поставщиками.
Более того, последнее время наблюдается тенденция создания консорциумов оператор-верфь (Keppel Fels – Smedvik, Keppel Fels - ENSCO) по ведению отдельных оффшорных проектов, что ведет к созданию еще более взаимопроникающих и переплетающихся связей в отрасли. Общемировая тенденция слияний и поглощений может создать в данном секторе целые конгломераты, обеспечивающие полный комплекс услуг в морском нефтегазовом секторе.
По пути укрупнения и специализации идет целый ряд судостроительных компаний, что во многом объясняет расстановку сил на рынке строительства морских буровых установок.
Центр строительства плавучих установок переместился в Сингапур, где производится до 60% нового бурового флота. Сейчас сингапурский концерн Keppel Fels имеет 18 верфей по всему миру, причем основной стратегией развития этого «оффшорного» гиганта является близость сборочных площадок к непосредственному району буровой активности, компания имеет филиалы в США, Европе, Бразилии, Африке, Ближнем Востоке, Азии, и в каспийском регионе, что позволяет верфям Keppel получать львиную долю заказов.
Кроме этого, в ходе реструктуризации, сингапурская группа избавилась от непрофильных активов и, сосредоточив основные усилия в оффшорном секторе, опираясь на неограниченную государственную поддержку, может значительно усилить свою позицию на рынке, доведя уровень монополизированности отрасли до высшей степени.
Сильные позиции имеют американские верфи, обеспечивающие буровым флотом близлежащие рынки и имеющие колоссальные государственные субсидии. До сих пор в Мексиканском заливе работает около 90% флота, построенного или модернизированного на верфях США. Государство, путем чередования нежестких рекомендаций и недвусмысленных постановлений, достаточно плодотворно проводит политику привлечения новых заказов на американские предприятия, как для обеспечения потребностей внутреннего рынка, так и на международной арене.
Корейские верфи продолжают активную борьбу за свою долю рынка, пользуясь государственными субсидиями, как основным фактором обеспечения ценовых преимуществ, данное обстоятельство стало предметом исследования европейской комиссии, но, как правило, доказательства фактов нечестной конкуренции в мировой практике не влекут за собой добровольной передачи заказов потерпевшей стороне. Основные конверсионные работы в секторе FPSO ведутся на корейских верфях. Аналогичная ситуация наблюдается и в китайском секторе.
Европа постепенно сдает свои позиции и на данном сегменте рынка судостроения, сохраняя высокие ставки заработной платы и цены на материалы, при этом, основным решением проблемы видится строительство корпусов в странах с низким уровнем оплаты ценами расходных материалов.
Место и роль России на современном рынке строительства морских буровых установок пока незначительна. Ситуация в судостроительном секторе морского нефтегазового комплекса России будет подробно рассмотрена в следующей статье.
Согласно прогнозам экспертов, количество специализированных верфей будет постепенно сокращаться за счет укрупнения действующих и выбытия неконкурентных предприятий.
В тоже время намечается тенденция отказа от размещения заказа в непосредственной близости от места последующей дислокации, что объясняется достаточной мобильностью продукта. Исключение составляют стационарные буровые платформы, которые традиционно строятся в районе бурения (за редким исключением)
Привлекательность верфи для размещения заказа на современном рынке определяется по формуле «цена-расстояние-сроки», при безусловном качестве исполнения.
Цены и сроки на мировом рынке строительства плавучих буровых платформ варьируются в зависимости от технических характеристик платформы и экономических особенностей проекта (средние цены приведены ниже в таблице).
Цены на морские буровые платформы
Контрактная стоимость строительства МБП является сложной функцией, зависящей от многих параметров, при этом, факт дешевизны не играет решающей роли при выборе поставщика, а лишь рассматривается в контексте других ключевых параметров, как сугубо технического и производственного характера, так и политико-экономического, а иногда и личного свойства.
Диаграмма. Динамика цен на строительство МБУ разных типов
Источник: PLATOU 2011- 2012.
Предложение на рынке строительства бурового флота в силу ряда факторов весьма ограничено, сейчас активно живет на рынке около 10 профильных верфей. Согласно прогнозу экспертов, количество специализированных фирм будет постепенно сокращаться за счет слияний и приобретений, наметившихся в отрасли, а так же выбытия неконкурентных предприятий.
Размещая заказ на той или другой специализированной верфи, заказчик руководствуется, кроме чисто технических, такими моментами, как долгие деловые связи с поставщиком, цена, сроки, близость к площади бурения, механизм финансирования и контрактные спецификации.
Реализация конкурентных преимуществ низшего порядка перестает играть основную роль – транспортная составляющая цены не является доминантной при принятии решения о размещении заказа.
Хотя процессы международной интеграции несколько снижают степень протекционизма, до сих пор используются различные механизмы льготного кредитования и субсидирования отрасли для привлечения новых заказов на местные предприятия, как для обеспечения потребностей внутреннего рынка, так и на международной арене.
Таблица. Средние цены и сроки строительства разведывательных и добычных морских платформ
Тип ПБУ / МБП |
Средняя цена, млн. долл. США |
Средний срок строительства, месяцы |
СПБУ-премиум |
220 |
25 |
ППБУ |
600 |
35 |
Буровое Судно |
600 |
30 |
Баржа |
40 |
20 |
FPU (TLP, SEMIS) |
1000 |
36 |
FPSO |
1400 |
36 |
Морская стационарная платформа (Jacket) |
100 |
12 |
Морская Ледостойкая Стационарная Платформа |
1500 |
30 |
Технологические платформы * (зависит от функций и окружающих условий) |
300-3000 |
10-36 |
Приоритеты в новострое и модернизации отдаются, во-первых, СПБУ для работы в сложных климатических условиях с глубиной моря свыше 120 м и ППБУ пятого поколения для ведения работ на сверх-глубинах свыше 3000 м.