Обзор стратегий на мировом рынке морских буровых установок 

Статья открывает серию информационно-аналитических репортов и подготовлена на основе материалов Центра Энергетических Исследований Государственного Университета Луизианы, США.

Согласно основам микроэкономической теории, совершенной конкурентной средой могут быть названы отрасли, которые  характеризуются неограниченным входом и выходом фирм, большим их количеством и недифференцированностью (однородностью) предлагаемых услуг

В заключительной части этой статьи мы определим является ли рынок оффшорного бурения конкурентоспособными определим концентрацию фирм на данном сегменте рынка.

Барьеры для входа
Значительные барьеры для входа существуют на рынке оффшорного бурения. За последние десять лет, невострой СПБУ стоил от $ 150 до $ 300 млн., в то время, как, чтобы построить ППБУ требовалось от $ 500 млн. до $ 1 млрд. 

Компании, вновь выходящие на этот рынок обычно должны строить как минимум три буровые установки для получения экономического эффекта от масштаба и сокращения строительных и административных ресурсов. Обычно очень сложно привлечь такое количество ресурсов для входа на зрелый и конкурентный рынок.
 

Компании, вышедшие на рынок в период с 2004 по 2011 гг.

Компания Год выхода на рынок Целевые рынки Положение на рынке
HERCULES OFFSHORE 2004-2005 Мексиканский залив В работе
GSP 2004 Черное море В работе
SONGA OFFSHORE 2005 ППБУ, буровые суда В работе
SCORPION OFFSHORE 2006 СПБУ Куплена SEADRILL в 2011
AKER DRILLING 2005 ППБУ, Северное море Куплена Transocean в 2011
SEADRILL 2005 Все виды ПБУ, Мировой рынок
PV DRILLING 2007 СПБУ, Вьетнам В работе
SEAHAWK 2009 СПБУ, Мексиканский залив Банкротство, 2011
SEAWOLF 2011 СПБУ, западная Африка В работе
SETE BRAZIL 2011-2014 Буровые суда, Бразилия Флот в строительстве
Источник: Центр Энергетических Исследований Государственного Университета в Луизиане, США
 
Новые участники могут войти через рынок секонд-хенда, который является более дешевым, чем рынок новостроя, но это зависит от наличия буровых мощностей на рынке и также несет риск, поскольку старые установки, как правило, меньше востребованы и приносят меньше дохода от суточных ставок, чем новые установки.
 
оценка конкуренции на мировом рынке морского бурения
 
Успешный выход также требует значительного использования человеческого фактора. Высокая степень специализированных знаний необходима в управлении и оперативных действиях. Чаще всего, этот вид компетенций свойственен только тем, кто уже давно работает в этой отрасли или недавно вышел на пенсию. Успешные буровые операции невозможны без надлежащего опыта сотрудников. Для оператора, опыт работы заказчика с определёнными специалистами создает дополнительные преференции.
 

Новые участники

Новые участники не имеют капитала, чтобы конкурировать на нескольких региональных рынках и в секторах с различной глубиной моря, и обычно специализируются по регионам и / или установкам определенного класса. Новые региональные игроки включают в себя SeaWolf Oil Services в Нигерии; PV Drilling во Вьетнаме; Seahawk в США; Sete Brazil в Бразилии; Aker Drilling в Северном море, и GSP в Черном море. За исключением Sete Brazil и Aker, все новые игроки работают на рынке СПБУ. 
 
В некоторых случаях входу региональных компаний способствуют законы в пользу отечественных компаний (SeaWolf Oil Services и Sete Brazil) или на уровне государственного бурового подрядчика (PV Drilling). 
Scorpion Offshore (СПБУ), Hercules Offshore (СПБУ) и Songa Offshore (ППБУ) представляют собой класс специалистов в своем классе буровых.

 Источник: RigLogix 2012
 
Seadrill  является наиболее заметным новым участником. 
Seadrill была создана и котируются на фондовой бирже в Осло с 2005 года и значительно выросла за счет приобретения акций Odjfell, Smedvig, Mosvold и Scorpion, а через агрессивную кампанию по новому строительству. 
В 2012 году Seadrill была крупнейшей буровой подрядчик в мире по рыночной стоимости.
 

Слияния и поглощения

Количество слияний и поглощений укрепили и сконцентрировали отрасль за последние два десятилетия. Последние из серии слияний и поглощений включают Ensco / Pride в 2011 году; Transocean / Aker в 2011 году; Noble / Frontier в 2010 году; Seadrill/Scorpion в 2010 году, и Global Santa Fe / Transocean в 2007 году.
 
 
Источник: RigLogix 2012
 
 
Конкурентное преимущество
 
Большим стимулом для консолидации отрасли явились  конкурентные преимущества, связанные с большей капитальной базой и большей диверсификацией активов. 
 
Размер образованных компаний включает в себя возможность высокой степени диверсификации по географии, классу установок, качества, срока действия контракта и клиентской базы. 
Крупные компании выигрывают от расширения диверсификации активов, финансовых ресурсов и ликвидности, а эффект масштаба помогает выдерживать спады на рынке лучше, чем у мелких фирм.
 
Слияния являются важной стратегией роста для большей капитализации компаний и являются средством обновления и модернизации своих флотов, не вступая в строительство нового флота
 
Количество компаний – владельцев бурового флота
 
В 1980 году насчитывалось около 160 буровых подрядчиков, и 10 лучших фирм владели с 35% до 40% от общего флота буровых установок. В период с 1989 по 2004 годы промышленность пережила длительный спад и в ходе консолидации были  устранены почти половина подрядчиков. 
 
С 2004 года число фирм возросло, и появились новые участники, чтобы воспользоваться высокими темпами роста фрахтовых ставок и получить более широкий доступ на региональные рынки. 10 лучшим буровым подрядчикам в 2010 году принадлежало чуть более половины мирового флота.
 
Концентрация промышленности
 
Американские экономисты используют различные меры для оценки концентрации в данной отрасли. Общие меры включают в себя четыре коэффициента концентрации (CR 4), восемь коэффициентов концентрации (CR8) и индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI). 
CR4 и CR8 измеряют процент продаж приходится на первые четыре и восемь фирм в отрасли. HHI определяет сумму квадратов долей рынка фирм в отрасли.
 
Использование контрактов (не продажи) в качестве группы по оценке, с каждого контракта считается одной единицей доли рынка, меры концентрации промышленности были рассчитаны для рынка оффшорного бурения в 2010 году.
 
Рынки плавучих буровых являются более концентрированными, чем самоподъемных, и на четыре ведущих фирмы приходится более половины самоподъемной рынка и около 70% на рынок ППБУ и буровых судов. 
На восемь крупнейших фирм приходится примерно от 80 до 90% промышленности на всех трех рынках.
 
Концентрация рынка, измеренная с помощью HHI, увеличилась на американском рынке СПБУ в Мексиканском заливе, так как несколько фирм покинули регион, но снизилась в Юго-Восточной Азии и Персидском заливе, так как новые фирмы вступили на рынок в условиях растущего спроса. 
 
На рынке ППБУ концентрация снизилась в Западной Африке и Юго-Восточной Азии, но осталась относительно стабильной в Северном море и Мексиканском заливе в течение целого десятилетия.
 
В соответствии с принятыми критериями для определения структуры рынка, отрасли с индексом HHI ниже 1000 считаются неконцентрированными (т.е. более конкурентоспособными); отрасли с HHIS между 1000 и 1800 считаются умеренно концентрированными (т.е. умеренно конкурентоспособными), и отрасли с более высоким HHIS считаются в значительной степени монополизированными. 
 
Исходя из этих критериев, рынок СПБУ продолжает оставаться глобально неконцентрированным, даже после всех слияний, в то время как рынок ППБУ остается умеренно концентрированным. На региональном уровне, более высокая степень концентрации очевидна.
 

Конкуренция между компаниями

Фирмы могут влиять на цены за свои услуги путем дифференцирования с помощью технологий, показателей безопасности и опыта экипажа, а также использования  маркетинговых инструментов для создания лояльности к компании. 
Тем не менее, по характеру работы, буровые установки относительно обеспечивают  однородный продукт (бурение скважины). 
 
Существует мало существенных различий между установками того же поколения, а также из поколения в поколение, при модернизации флота. 
 
Барьеры для входа, размер рынка и другие факторы влияют на конкуренцию между операторами, но трудно определить количественную величину этого эффекта, и кажется маловероятным, что отдельные компании получают возможность существенно влиять на рыночные цены. 
 
В целом, на рынке появляются новые конкурентоспособные игроки, которые во краткосрочном периоде получают неконкурентные  преимущества в определенных регионах или на узко специализированных рынках.
 
Российский пример
 
Не надо прибегать к формулам американских коллег, чтобы определить тип нашего рынка морских буровых установок.
 
Рынок, на сегодняшний день монополизирован, как и, в общем лицензионном раскладе. Но некоторые подвижки в плане распределения лицензий уже намечены.
 
Пока же конкурентная ситуация  выглядит следующим образом:
 
4 СПБУ –  Евразия Дриллинг Компани (1 в строительстве)
2 СПБУ –  Газпром/Газфлот
1 СПБУ – АМНГ/Зарубежнефть
 
2 ППБУ – 100% Газпром/Газфлот
Заявлены также 2 ППБУ для Роснефти, но фактически работы не продвинулись
 
В принципе, если не залезать в теорию мы идем в канве, но при этом 100% СПБУ на Каспии монополизированы EDC, равно как и действующие ППБУ Газпромом.
 
Выход на рынок МБУ новых игроков невозможен в силу законодательных норм, в тоже время при благоприятном развитии событий наиболее привлекательным выходом на рынок Российского шельфа представляется создание СП с российскими грандами и вводом действующих МБУ, соответствующих классу, региону, климатическим условиям и пр. требованиям.
 
Аналитика "Бизнес Порт"