Обзор стратегий на мировом рынке морских буровых установок 

Статья продолжает серию информационно-аналитических репортов, посвященных морскому нефтегазовому комплексу, и подготовлена на основе материалов Центра Энергетических Исследований Государственного Университета Луизианы, США.
 
Буровые подрядчики формируют свой портфель мобильных установок в соответствии со своей бизнес-стратегией и возможностью доступа к рынкам капитала. Крупные компании - универсалы (владельцы разных типов буровых) стремятся поддерживать различный флот, как в географическом, так и техническом направлениях; в то время как мелкие специализированные фирмы, которые не могут конкурировать одновременно на всех рынках, специализируются на одном-двух регионально-продуктовых направлениях.
 
Дифференциация продукции
 
Спрос на услуги морского бурения варьируется в зависимости от географических регионов и глубин моря, что позволяет операторам, обладающим большим парком буровых оперативно реагировать на изменяющиеся условия в отрасли. 
Высокое качество работ и наличие новых буровых установок в целом продолжает пользоваться устойчивым спросом (хотя и по более низкой фрахтовой ставке) даже во время спада промышленности. Компании, которые предоставляют стандартизированную продукцию (например, мелководные СПБУ) подвергаются большей конкуренции из-за низких барьеров для входа на рынок со стороны новых игроков.
 
Такие компании, как Transocean, Noble, Diamond, и Ensco проводят активную стратегию на большом количестве рынков и регионов, в то время как другие фирмы специализируются на строго определенных сегментах. 
Seadrill является единственной специализированной компанией с высокой рыночной капитализацией, которая  фокусируется на спекулятивных региональных рынках в Северном море, Юго-Восточной Азии и Бразилии. 
Наиболее крупные буровые подрядчики получили большую часть своих доходов в период 2011-2012 гг. на рынке плавучих буровых, и, несмотря на значительную долю в общем флоте СПБУ, ППБУ сегмент обеспечил у компаний Transocean и Diamond 85% и 93% выручки соответственно. 
Для Noble, Ensco и Seadrill на ППБУ приходилось примерно от 60% до 65% общей выручки.
Мелкие фирмы, такие как Hercules, Rowan, Atwood, Songa более специализированы. Hercules, Rowan и Songa к тому же специализируются на самоподъемных буровых для одинаковых глубин. 
Оператор Atwood  менее узко специализирован и поддерживает разнообразные флота, однако большую часть своей выручки он получает со своего азиатского флота ППБУ.
 
Региональная концентрация
 
Буровые подрядчики концентрируют свои активы в регионах для достижения экономии на масштабе и за счет сокращения административных расходов, а также  для упрочнения отношений с клиентами и местными властями и наибольшего соответствия характеристик флота региональным особенностям месторождений.
Есть определённые преимущества такого подхода, но при этом  с увеличением концентрации флота в регионе возрастают рыночный и политический риски.
Бразилия является основным источником доходов для всех пяти буровых фирм с большей рыночной капитализацией, так же и  на американском рынке Мексиканский залив является значительным источником дохода для почти всех фирм независимо от их размера. Северное море, также является важным источником дохода для всех фирм. 
Для каждой фирмы, на один региональный рынок приходится примерно половина от общей выручки. 
Поскольку в США рынок мелководных СПБУ находится в упадке, а Petrobras уже заказала большое количество новых ППБУ для Бразилии, эта стратегия может отрицательно сказаться на доходах основных буровых игроков на данных рынках. Особенно зависит от бразильского рынка компания Diamond, которая сконцентрировала там основной флот.
Большинство же буровых компаний географически децентрализованы, и на один регион не приходится более 30% от их дохода.
 
Концентрация на заказчике
 
Благодаря относительно слабой региональной концентрации подрядчика, лишь небольшое количество нефтегазовых компаний  обеспечивают основной доход бурового подрядчика. Тем более, что данная ситуация  может создать риск для оператора флота, так как потеря одного клиента может устранить главный источник дохода. 
Соответственно на бразильском рынке, Petrobras является основным клиентом для нескольких фирм, в том числе и для Diamond.
Национальные нефтяные компании (ННК) являются крупнейшими клиентами практически для всех фирм, работающих с ними. Только, пожалуй, Transocean отличается особым разнообразием, и на её крупнейшего клиента (BP) приходится лишь 10% от выручки. 
Важность ННК, как клиентов, в том числе Petrobras, Pemex и Saudi Aramco, примечательна. Учитывая возрастающую роль государственных буровых подрядчиков на национальном рынке, эти ННК могут смещать свои приоритеты в сторону внутренних контрактов на бурение в будущем.
 
Возраст флота
 
Буровых подрядчиков различают по возрасту их флотов. 
Операторы старого флота чаще простаивают без работы, в то время как фирмы с новыми установками имеют высокую загрузку. Hercules, например, сильно зависит от рынка Соединенных Штатов, и снижение активности в секторе мелководных СПБУ в заливе привело к высокой степени неиспользованных буровых установок. 
Diamond является более разнообразной компанией в плане возраста флота, которая обладает модернизированными СПБУ и ППБУ, что позволяет им претендовать на более широкую клиентскую и географическую базы. 
Существует значимая корреляция между возрастом установки и фрахтовыми ставками, определенно фирмы, которые оперируют новыми установками, получают более высокие ставки, чем фирмы, которые специализируются на работе на более старых установках.
На диаграмме, подготовленной, специалистами Луизианского университета представлена зависимость между возрастом установок и средними ставками за период с 2000 по 2012 год.

*Коэффициент  R2 принимает значения в диапазоне от нуля до единицы 0≤ R2 ≤1. Коэффициент R2 показывает, какая часть дисперсии результативного признака (y) объяснена уравнением регрессии. Чем больше R2, тем большая часть дисперсии результативного признака (y) объясняется уравнением регрессии и тем лучше уравнение регрессии описывает исходные данные. При отсутствии зависимости между (у) и (x) коэффициент детерминации R2 будет близок к нулю.

Спецификация и глубины
 
Transocean, Noble, Ensco и Diamond,  - вот немногие среди буровых подрядчиков, которые обладают как стандартными, так и  высоко спецификационными или высококлассными (high-spec) СПБУ и ППБУ. 
Напротив, все буровые Seadrill являются высококлассными, а почти все установки Hercules  - стандартные СПБУ.
Высококлассные СПБУ определяются как установки, которые способны бурить на глубине в 350 футов (107 м) или на больших глубинах воды или способных работать в суровых климатических условиях. Высокой спецификацией обладают ППБУ, способные работать, по крайней мере, в 7500 футов (2286 м) воды или в суровых условиях. 

Доход в зависимости от класса буровой установки
 
Чистый доход является важным фактором конкурентоспособности, в общем, так и возможности выиграть контракт на бурение в частности. Для Transocean ультра-глубоководные ППБУ, работающие в суровой среде были особенно выгодны в связи с высокой загрузкой, и большей разницей между дневной ставкой фрахта и операционными расходами. 
Высококлассные СПБУ были единственным сегментом рынка с отрицательным по сравнению с ожидаемым уровнем дохода в 2011-2012 году. Глубоководный флот Diamond получил более высокие ставки, его ультра-глубоководные ППБУ, и был самым прибыльным рынком для компании. Фрахт на буровые установки средней глубины составил около $40 млн. буровой установки для обеих компаний, в то время как сегмент СПБУ показал только незначительный доход.