Инвестиции в постройку буровой установки
Обзор стратегий на мировом рынке морских буровых установок
Данная статья во многом посвящена выбору стратегии в области новостроя специализированной компанией. Строительство новой буровой установки является инвестицией с очень высоким уровнем риска, поэтому операторы выбирают различные стратегии, чтобы снизить этот риск.
Новострой как форма инвестирования
Компании инвестируют в новое строительство, когда ожидается, что net cash flow от актива превысит инвестиционные затраты, а капитальные расходы и условия кредитования позволят совершить данные инвестиции. Новострой в оффшорном нефтегазовом сегменте представляет собой безусловно значительные капитальные затраты, в то время как будущие ставки по фрахту и степень утилизации буровой остаются неопределенными. Таким образом, новое строительство является высоко рисковым видом инвестиций и компании разрабатывают стратегии, чтобы снизить этот риск.
Три стратегии традиционно использовались в отрасли: первоначальный контракт, скидка и спекуляции. Кроме того, в некоторых случаях, нефтегазовые компании вступают в соглашение о совместном владении строящейся установкой.
В частном секторе это случается относительно редко и ограничивается ультра-рисковыми проектами, такими как строительство Shell Арктического бурового судна совместно с Frontier. Среди государственных буровых подрядчиков и ННК такие договоренности являются более распространенными.
Предварительный контракт
Под стратегией предварительного контракта подразумевается стратегия, согласно которой подрядчики требуют заключения долгосрочного контракта с нефтегазовой компанией или другим заказчиком до вложения инвестиций в новострой в целях обеспечения денежных потоков в начале жизни буровой установки. Боб Роуз, бывший генеральный директор Global Marine, определил данную стратегию следующим образом: "Нет новостроя без подписанного контракта на руках".
Без контракта у бурового подрядчика может возникнуть отрицательный чистый денежный поток и в первые годы после того, как установка будет построена, что окажет существенное негативное влияние на рентабельность инвестиций и на финансовое положение самой компании в целом.
Сторонники подхода предварительного или первоначального контракта утверждают, что спекулятивное строительство установки подает сигнал участникам рынка, что буровая все равно будет предложена на рынок в будущем, что снижает мотивацию E & P компаний взять на себя обязательство по заключению долгосрочных контрактов. Кроме того, строительство без первоначального контракта увеличивает предложение флота, который не востребован, что приведет к снижению фрахтовых ставок. Transocean - крупнейший оператор в отрасли, и, скорее всего, их флот будет подвержен негативным тенденциям снижения утилизации или суточных ставок. Как следствие, компания является основным защитником стратегии первоначального контракта.
Заказчики бурового флота, обычно готовы заключить первоначальный контракт, когда они не уверены, что они смогут найти свободные буровые мощности для своих месторождений. До тех пор пока, буровые подрядчики готовы строить без первоначального контракта, нефтяным компаниям не нужно столбить за собой буровые в период строительства, начальные контракты будут редкими. В последние годы, крупные и независимые нефтяные компании редко заключают контракты на начальном этапе строительства новых судов, в то время как первоначальные контракты являются более распространенными для Национальных компаний.
Ценовая скидка
Под стратегией заказов по сниженным ценам подразумевают инвестиции в новострой в противо-цикличные периоды низких цен, на спаде рынка для уменьшения степени инвестиционного риска. Стедман Гарбер, бывший генеральный директор Sante Fe, обобщил позицию так: "Спад - это лучшее время, чтобы строить, независимо есть контракт или нет".
Цель анти-цикличной стратегии - минимизация затрат, вместо попыток сбалансировать спрос и предложение, и сторонники стратегии сниженной цены утверждают, что выгоды от первоначального контракта не оправдывают более высокие капитальные затраты.
Низкие капитальные затраты позволяют компаниям быть более конкурентоспособными в долгосрочной перспективе, поскольку капитальные затраты зафиксированы в течение всего срока службы установки. Хотя и существует риск того, что установка будет недостаточно востребована после поставки, но вполне вероятно, что новые буровые будут использованы, так как они являются более конкурентными на рынке, таким образом, оператор получит дополнительный доход за счет утилизации буровой и относительно высоким ставкам в том или ином регионе.
Спекуляция
В периоды высокой загрузки флота и растущих фрахтовых ставок операторы решают вступить в новое строительство без первоначального контракта с ожиданием, что буровая установка получит заказ на бурение уже в течение периода строительства. Это рискованная стратегия, потому что есть риск того, что буровая установка будет неиспользованной или использоваться при низкой ставке после постройки. Во время циклов новостроя, спекуляция является доминирующей стратегией, а так как данные циклы являются основным источником расширения флота, спекулятивное строительство является важным источником новых буровых установок. Стратегия дисконтирования отличается от спекулятивной стратегии, тем, что сторонники стратегии скидки не строят спекулятивно во время пика новостроительного цикла. Таким образом, стратегия дисконта является популярной только в начале цикла новостроя. По состоянию на 2012 год, 78% СПБУ, 65% ППБУ, и 62% буровых судов в постройке были заказаны без контракта.
Размер компании
Буровые компании отличаются стратегиями строительства, кроме того мелкие операторы, в отличие от крупных компаний, держат большую часть своей стоимости в новом строительстве.
Данные исследователей из Jefferies and Company показывают, что, в то время, как размер фирмы увеличивается, доля стоимости компании, инвестированной в новое строительство снижается.
В течение последнего цикла новостроя крупные фирмы, такие как Transocean и Diamond, вложили относительно мало в новое строительство, а мелкие и средние фирмы, такие как Scorpion, Vantage и Seadrill инвестировали значительные средства.
Вместо этого, Transocean использовал денежные средства для финансирования приобретения флота, которое является альтернативной стратегии роста и диверсификации активов.
Современное состояние рынка строительства буровых установок
На сегодняшний день, по данным Rigzone, в строительстве находятся более 200 буровых установок, из которых около половины – СПБУ, на ППБУ приходится 24 единицы. В таблице показаны полупогружные установки, которые сейчас строятся в мире.
Rig Name |
Manager |
Rig Type |
Current Region |
Current Status |
Caspian Drilling Semisub TBN 1 |
Caspian Drilling |
Semisub |
Asia - Caspian |
Under Construction |
COSLProspector |
China Oilfield Services Ltd. |
Semisub |
Asia - Far East |
Under Construction |
Diamond Offshore TBN Semisub |
Diamond Offshore |
Semisub |
Asia - Far East |
Under Construction |
Bollsta Dolphin |
Dolphin Drilling |
Semisub |
Asia - Far East |
Under Construction |
Frigstad Semisub TBN 1 |
Frigstad Offshore |
Semisub |
Asia - Far East |
Under Construction |
Frigstad Semisub TBN 2 |
Frigstad Offshore |
Semisub |
Asia - Far East |
Under Construction |
West Rigel |
North Atlantic Drilling Ltd. |
Semisub |
Asia - SouthEast |
Under Construction |
North Dragon |
North Sea Rigs AS |
Semisub |
Asia - Far East |
Under Construction |
Botinas |
Odebrecht Oil & Gas |
Semisub |
S. America - Brazil |
Under Construction |
Deepsea Aberdeen |
Odfjell |
Semisub |
Asia - Far East |
Under Construction |
Frade |
Petroserv SA |
Semisub |
S. America - Brazil |
Under Construction |
Portogalo |
Petroserv SA |
Semisub |
S. America - Brazil |
Under Construction |
Bracuhy |
Queiroz Galvao Oleo e Gas S.A. |
Semisub |
S. America - Brazil |
Under Construction |
Mangaratiba |
Queiroz Galvao Oleo e Gas S.A. |
Semisub |
S. America - Brazil |
Under Construction |
Urca |
Queiroz Galvao Oleo e Gas S.A. |
Semisub |
S. America - Brazil |
Under Construction |
West Mira |
Seadrill Ltd |
Semisub |
Asia - Far East |
Under Construction |
Sevan Louisiana |
Sevan Drilling |
Semisub |
Asia - Far East |
Under Construction |
Sevan UDW 4 |
Sevan Drilling |
Semisub |
Asia - Far East |
Under Construction |
Songa Enabler |
Songa Offshore AS |
Semisub |
Asia - Far East |
Under Construction |
Songa Encourage |
Songa Offshore AS |
Semisub |
Asia - Far East |
Under Construction |
Songa Endurance |
Songa Offshore AS |
Semisub |
Asia - Far East |
Under Construction |
Songa Equinox |
Songa Offshore AS |
Semisub |
Asia - Far East |
Under Construction |
Stena Drilling Semisub TBN 1 |
Stena Drilling |
Semisub |
Asia - Far East |
Under Construction |
Stena Drilling Semisub TBN 2 |
Stena Drilling |
Semisub |
Asia - Far East |
Under Construction |
Как видно из таблицы, большинство ППБУ строятся в Азии и Южной Америке (Южная Корея, Китай, Сингапур и Бразилия).
Большинство буровых длянациональных нефтяных компаний строится под конкретный проект и, соответственно, имеет долгосрочный госконтракт на бурение.
В тоже время, буровые частных операторов строятся спекулятивно, и во многом зависят от рыночной конъюнктуры и особой спецификации, которая будет востребована в сложных буровых проектах.
В российской действительности в рыночном поле работает только БКЕ (Буровая Компания Евразия). Сейчас данный оператор строит 2 СПБУ на спекулятивной основе для Каспия. При этом компания занимает олигополистическое положение на рынке, деля работы на мелководном шельфе только с Iran drilling company, Dragon Oil и NCDC.
БКЕ планирует пополнение парка СПБУ до 5 буровых установок, опять же на спекулятивной основе, рассчитывая на дальнейшее изучение мелководного шельфа Каспийского моря.
Компания оценивает Каспийский рынок как весьма перспективный, при доминировании со стороны предложения в условиях повышенного спроса на буровые работы в ограниченном пространстве БКЕ сможет получать сверхприбыль от местных заказчиков. Тем более, что вход на рынок весьма затруднен как экономически, так и географически.
Остается только риск переоценки ресурсов на шельфе Каспийского моря, при неподтверждении запасов в ходе сейсморазведки, компания останется с парком невывозной техники, которая пополнит «кладбище СПБУ» Азербайджана.