Мировой финансовый кризис сильно затронул рынок туризма. В 2008 году рост количества международных прилётов составил всего лишь 2%. Однако, эксперты полагают, что после того, как мировая экономика начнёт постепенно восстанавливаться, рынок туризма станет одним из самых быстрорастущих рынков в мире.
В условиях кризиса люди не перестают отдыхать, просто меняются их предпочтения к месту отдыха, снижаются затраты на поездки.
Туристы более тщательно подходят к выбору турфирм, наметилась тенденция самостоятельно планировать свой отдых.
Данное исследование является продолжением серии отчётов, посвященных развитию рынка туризма в России. Динамика в данном исследовании отслеживается с 2004 года.
Круг заинтересованных лиц. В представленной в отчете информации могут быть заинтересованы следующие группы:
Туристические агентства, туроператоры, так как отчет содержит информацию о наиболее привлекательных для туристов направлениях, а также наиболее развивающихся в сфере туризма странах;
Потенциальных инвесторов в данный сектор рынка, так как содержит информацию о темпах роста объёма туристических услуг, а также прогноз развития туризма в России и в мире;
Государственные органы, так как позволяет оценить ситуацию в одном из важнейших секторов экономики - туризме;
Финансово-кредитные учреждения как кредиторов туристических агентств и обеспечивающих их финансовые гарантии;
Другие участники рынка.
Объектом исследования стал рынок туризма в России (2004-2008 гг.)
Основные задачи Исследования:
1. Охарактеризовать ситуацию на рынке мирового туризма в условиях кризиса;
2. Оценить объём и динамику рынка туристических услуг в России, охарактеризовать ситуацию на российском рынке туризма в условиях кризиса;
3. Представить прогноз развития туристического сектора в условиях кризиса;
4. Проанализировать динамику выездного туризма (2004-2008 гг.), описать основные тенденции по направлениям, дать оценку перспективности направлений в условиях кризиса в целом по континентам и по странам в отдельности;
5. Проанализировать динамику въезного туризма по направлениям (2004-2008 гг.);
6. Дать характеристику основных игроков на рынке туристических услуг, определить их долю рынка, представить информацию о первых последствиях кризиса для турфирм;
Методика Исследования. Для решения поставленных задач был проведен мониторинг материалов печатных и электронных деловых и специализированных изданий; статистических сборников, Интернет; материалов маркетинговых и консалтинговых компаний и других источников.
Объем и структура отчета. Аналитический отчет по исследованию состоит из 4 разделов общим объемом 60 страниц; отчет иллюстрирован 30 рисунками; 21 таблицей.
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 2
ПЕРЕЧЕНЬ ТАБЛИЦ И РИСУНКОВ 3
ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА 8
1.1. Ситуация на рынке мирового туризма 8
1.2. Влияние кризиса на российский рынок туризма 11
1.3. Прогноз развития туристического рынка в условиях кризиса 15
2. АНАЛИЗ РЫНКА ВЫЕЗДНОГО ТУРИЗМА ПО НАПРАВЛЕНИЯМ 16
2.1. Европа 16
Динамика выездного туризма в Европу 16
Оценка перспектвиности туристических направлений в условиях кризиса 18
Резюме по выездному туризму в Европу 24
2.2. Азия 27
Динамика выездного туризма в Азию 27
Оценка перспективности туристических направлений в условиях кризиса 28
Резюме по выездному туризму в Азию 30
2.3. Африка 32
Динамика выездного туризма в Африку 32
Оценка перспективности туристических направлений в условиях кризиса 33
2.4. Америка 34
2.5. Обобщающая характеристика основных тенденций выездного туризма в России в условиях кризиса 36
3. АНАЛИЗ РЫНКА ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА ПО НАПРАВЛЕНИЯМ 38
3.1. Европа 39
3.2. Азия 43
3.3. США 45
4. УЧАСТНИКИ РОССИЙСКОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА 48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 59
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «БИЗНЕС ПОРТ» 60
ПЕРЕЧЕНЬ ТАБЛИЦ И РИСУНКОВ
Таблица 1. Темпы роста мирового туризма по регионам, 2006-2008 гг. 9
Таблица 2. Туристские услуги в общем объёме платных услуг, оказанных населению России, 2006-2007 гг. 12
Таблица 3. Прогноз развития индустрии туризма 15
Таблица 4. Динамика выездного туризма из России в страны Европы, тыс.прибытий, 9 мес. 2004-2008 гг. 19
Таблица 5. Структура выездного туризма из России в страны Европы, 9 мес. 2004-2008 гг. 20
Таблица 6. Индексы роста российского таризма в Европу, 9 мес. 2005-2008 гг. 25
Таблица 7. Динамика выездного туризма в страны Азии, тыс.прибытий, 9 месяцев 2004-2008 гг. 29
Таблица 8. Структура выездного туризма из России в страны Азии, 9 месяцев 2004-2008 гг. 29
Таблица 9. Индексы роста выездного туризма в Азию, 2005-2008 гг. 31
Таблица 10. Динамика выездного туризма в страны Африки, тыс.прибытий, 9 мес. 2004-2008 гг. 33
Таблица 11. Структура выездного туризма из России в страны Африки, 9 мес. 2004-2008 гг. 34
Таблица 12. Индексы роста выездного туризма в Африку, 9 мес. 2005-2008 гг. 34
Таблица 13. Основные изменения выездного туризма в 2008 году по данным турфирм 36
Таблица 14. Динамика въездного туризма в Россию из стран Европы, тыс.прибытий, 9 мес. 2004-2008 гг. 40
Таблица 15. Структура въездного туризма в Россию по странам Европы, 9 мес. 2004-2008 гг. 41
Таблица 16. Индексы роста величины турпотока из стран Европы, 9 мес. 2005-2008 гг. 42
Таблица 17. Динамика въездного туризма из стран Азии, тыс.прибытий, 9 мес. 2004-2008 гг. 44
Таблица 18. Структура вьездного туризма в Россию из стран Азии, 9 мес. 2004-2008 гг. 45
Таблица 19. Изменение величины турпотока из стран Азии в Россию, 9 мес. 2005-2008 гг. 45
Таблица 20. Российские туристические компании-лидеры в 2007 году 49
Таблица 21. Основные показатели работы наиболее значимых российских туристических компаний в 2007 г. 55
Рисунок 1. Динамика мирового туризма, 1995-2008 гг. 8
Рисунок 2. Динамика темпов роста мирового туризма, 1996-2008 гг. 9
Рисунок 3. Динамика объёма туристических услуг в России, 1995-2007 гг. 11
Рисунок 4. Индексы роста объёма туристических услуг в России, 11
Рисунок 5. Доля туристских услуг и услуг гостиниц в общем объёме платных услуг в России, 2007 г. 12
Рисунок 6. Структура затрат населения, июнь 2008 г. 13
Рисунок 7. Динамика числа прибытий российских туристов в страны Европы, 9 мес. 2004-2008 гг. 17
Рисунок 8. Динамика доли европейских стран в формировании российского турпотока, 9 мес. 2004-2008 гг. 17
Рисунок 9. Структура выездного туризма в страны Европы в 2008 году 24
Рисунок 10. Динамика выездного туризма в страны Азии,9 месяцев 2004-2008 гг. 27
Рисунок 11. Динамика доли азиатских стран в формировании российского турпотока, 9 месяцев 2004-2008 гг. 28
Рисунок 12. Структура выездного туризма в страны Азии в 2008 году 30
Рисунок 13. Динамика выездного туризма в страны Африки, 32
Рисунок 14. Динамика доли африканских стран в формировании российского турпотока, 9 мес. 2004-2008 гг. 33
Рисунок 15. Динамика выездного туризма в США,9 мес. 2004-2008 гг. 35
Рисунок 16. Индексы роста турпотока в США, 2006-2008 гг. 35
Рисунок 17. Динамика въездного туризма в Россию, 9 мес. 2004-2008 гг. 38
Рисунок 18. Динамика въездного туризма из стран Европы в Россию, 39
Рисунок 19. Динамика доли турпотока из стран Европы в общем объеме въездного туризма в Россию, 9 мес. 2004-2008 гг. 40
Рисунок 20. Динамика въездного туризма из стран Азии, 9 мес. 2004-2008 гг. 43
Рисунок 21. Динамика доли въездного туризма в Россию из стран Азии в общем турпотоке в Россию, 9 мес. 2004-2008 гг. 44
Рисунок 22. Динамика въездного туризма в Россию из США, 46
Рисунок 23. Динамика доли въездного туризма в Россию из США в общем потоке туристов в Россию, 9 мес. 2004-2008 гг. 46
Рисунок 24. Индескы роста турпотока в Россию из США, 47
Рисунок 25. Структура услуг компании «Натали Турс» в 2007 году 52
Рисунок 26. Структура услуг компании «Интурист» в 2007 году 53
Рисунок 27. Структура услуг компании «Инна Тур» в 2007 году 54
Рисунок 28. Структура услуг компании «S7» в 2007 году 54
Рисунок 29. Доли рынка туроператоров-лидеров в России, 2007 г. 58
Рисунок 30. Распределение крупнейших турфирм по городам, 2007 г. 58