В сентябре 2006 года исследовательская компания «Бизнес Порт» провела инициативное исследование состояния и тенденций развития рынка услуг предоставления пользования компьютерной техникой (компьютерных клубов). Исследование включает изучение деятельности компьютерных клубов разных форматов: Интернет-кафе, Интернет-клубов, игровых клубов, компьютерных залов.
Круг заинтересованных лиц. В представленной в отчете информации могут быть заинтересованы следующие группы:
• Компьютерные клубы, в т.ч. Интернет-кафе, Интернет-клубы, так как отчет содержит информацию об оказываемых в компьютерных клубах разного формата услугах, уроне цен на рынке, используемом оборудовании, содержит характеристику посетителей;
• Потенциальные инвесторы в данный сектор рынка, так как отчет содержит информацию о необходимом объеме инвестиций, сроке окупаемости и рентабельности данной деятельности;
• Государственные органы, так как позволяет оценить ситуацию в одном из важных секторов, характеризующем развитие информационных технологий в обществе;
• Финансово-кредитные учреждения как кредиторы компьютерных клубов;
• Прочие организации, заинтересованные в расширении спектра услуг: бизнес-центры, торгово-развлекательные комплексы, клубы, гостиницы, кафе;
• Другие участники рынка.
Объектами исследования стали компьютерные клубы Санкт-Петербурга, на примере которых были изучены тенденции развития данного рынка.
Основные задачи Исследования:
1. Охарактеризовать услуги компьютерных клубов и количественно оценить частоту выполнения этих услуг;
2. Оценить уровень цен в компьютерных клубах;
3. Дать характеристику основных групп посетителей компьютерных клубов;
4. Изучить организационные характеристики работы клубов: планировку, используемое оборудование, режим работы, наличие мероприятий по продвижению и рекламе;
5. Определить экономическую эффективность деятельности компьютерных клубов: оценить размер инвестиций в организацию их деятельности, срок их окупаемости, структуру расходов и средний уровень рентабельности;
6. Разработать рекомендации по совершенствованию деятельности компьютерных клубов;
7. Определить возможности использования компьютерных услуг в качестве дополнительного сервиса в организациях, осуществляющих другие виды деятельности.
Методика Исследования. Для решения поставленных задач был проведен мониторинг материалов печатных и электронных деловых и специализированных изданий; Интернет; материалов маркетинговых и консалтинговых компаний и других источников; осуществлено исследование компьютерных клубов Санкт-Петербурга (выборка – 42 компьютерных клуба).
Объем и структура отчета. Аналитический отчет по исследованию состоит из семи разделов общим объемом 41 страница; отчет иллюстрирован 13 рисунками; 3 таблицами.
Содержание отчета
ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
РАЗДЕЛ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЬЮТЕРНЫХ КЛУБОВ 7
РАЗДЕЛ 2. УСЛУГИ, ОКАЗЫВАЕМЫЕ В КОМПЬЮТЕРНЫХ КЛУБАХ 9
2.1. Игровые услуги 10
2.2. Услуги Интернет 12
2.3. Бизнес-услуги 13
2.4. Дополнительные услуги 15
РАЗДЕЛ 3. УРОВЕНЬ ЦЕН 17
РАЗДЕЛ 4. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОСЕТИТЕЛЕЙ 19
РАЗДЕЛ 5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАБОТЫ КОМПЬЮТЕРНЫХ КЛУБОВ 21
5.1. Планировка клубов 21
5.2. Используемое оборудование 21
5.3. Режим работы 24
5.4. Мероприятия по продвижению и рекламе 25
РАЗДЕЛ 6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПЬЮТЕРНЫХ КЛУБОВ 28
6.1. Необходимое организационное обеспечение 28
6.2. Инвестиции, рентабельность и окупаемость 29
6.3. Существующие проблемы 33
РАЗДЕЛ 7. РЕКОМЕНДАЦИИ 35
7.1. Рекомендации по работе в рамках существующих форматов компьютерных клубов 35
7.2. Компьютерные услуги как форма дополнительного сервиса для организаций, занимающихся другими видами деятельности 38
Приложение 1 - СПИСОК ИССЛЕДОВАННЫХ ОБЪЕКТОВ
Приложение 2 - СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Список таблиц
Таблица 1. Уровень цен на услуги в компьютерных клубах, руб./час.
Таблица 2. Характеристика клиентов компьютерных клубов
Таблица 3. Используемое в компьютерных клубах оборудование
Список диаграмм
Рисунок 1. Структура компьютерных клубов по количеству машин
Рисунок 2. Присутствие отдельных видов услуг в компьютерных клубах
Рисунок 3. Наличие игровых услуг
Рисунок 4. Наличие услуг Интернета
Рисунок 5. Наличие офисных услуг
Рисунок 6. Используемые в периферийные устройства
Рисунок 7. Режим работы компьютерных клубов
Рисунок 8. Наличие у компьютерных клубов сайта
Рисунок 9. Наличие у компьютерных клубов телефона
Рисунок 10. Наличие у компьютерных клубов собственного электронного адреса
Рисунок 11. Инвестиции в создание Интернет-кафе
Рисунок 12. Структура расходов компьютерного клуба
Рисунок 13. Оптимальные характеристики компьютерных клубов