У почтового отделения №81 на проезде Дежнева в Медведкове каждый вечер собирается небольшая очередь. Люди сначала растерянно обходят здание, потом останавливаются у заваленного строительным мусором входа в подвал и недоверчиво сравнивают адрес с указанным в рекламном флайере. Всё правильно, вот и табличка: «Империя Фитнеса». Написана она от руки и ничем не напоминает огромную броскую рекламу в метро, но люди, помявшись, один за другим исчезают в мрачном подвале. «Да ладно тебе, уж лучше здесь, чем просто дома, - убеждает подружку молодая девушка в розовом спортивном костюмчике. - Пусть тесно и сыро, зато близко и дешево».

Подружки пришли сюда, купившись на рекламу, обещавшую «клубную карту в фитнес-центр на 18 месяцев от 500 рублей». Они и раньше занимались спортом: катались на роликах, бегали по району, упражнялись со стулом под видеоинструктаж Синди Кроуфорд. О клубной карте в фитнес-центр девушки мечтали давно, но считали, что это «только для богатых».

По данным последнего опроса фонда «Общественное мнение», так же думает треть россиян. Согласно тому же исследованию, позволить себе абонемент в фитнес-центр могут лишь 6% наших сограждан. При этом 40% опрошенных хотели бы заниматься спортом именно в фитнес-клубе. Похоже, скоро у них такая возможность появится.

Оборот рынка в России в 2006 г., как утверждает Международная ассоциация оздоровительных клубов, составил более $700 млн - это на 30% больше, чем в 2005-м. На 2007 г. эксперты прогнозируют еще 35–40% роста. Фитнес-центры открываются по всей стране - от Калининграда до Камчатки. Но если в регионах главным образом строят «навороченные» спортклубы для богатых, то в столицах известные клубы открывают специальные отделения «экономкласса».

Например, World Class запустила демократичную сеть «Физкульт», а Strata Partners стала более активно развивать доступную по цене City Fitness. Годовую карту можно приобрести уже за $500–1000. Пусть пока это еще очень небольшая часть рынка, но зато самая быстро растущая.

«Если раньше в фитнес-центры ходили за общением и престижем, сейчас больше и больше за здоровьем», - говорит Анастасия Юсина, генеральный директор компании Strata Partners. По ее словам, в России всё больше людей строят логическую цепочку: лучшая профилактика - регулярная физическая активность; а с нашим климатом единственный реальный шанс регулярно тренироваться - фитнес-клуб.

К 2010 г. Юсина планирует открыть 35 «демократичных» фитнес-центров, а сейчас их 18, последние 4 открылись в этом месяце. Клиентам предлагается базовый абонемент - тренажерный зал и аэробика - и набор дополнительных услуг: йога, танцы, боевые искусства. В клубе есть детские комнаты, массажный кабинет, баня, солярий и салон красоты. Всё, как у богатых, разве что бассейна и фитобара нет. Но, в отличие от премиальной Orange Fitness, рассчитанной на клиентов с месячным доходом от 60 000 руб. на члена семьи, City Fitness делает ставку на любителей спорта с зарплатой от 15 000 руб. При среднемесячной московской зарплате 20 620 руб. (по июльским данным ФНС), потенциальная клиентская база - огромная.

Клубы экономкласса отличаются от шикарных в первую очередь размерами. Как правило, они чаще занимают готовые помещения, нежели строятся с нуля. 10 беговых дорожек вместо 50 и 5 консультантов вместо огромного штата персональных тренеров. Но это в любом случае лучше, чем сверхпопулярные в 80-х подвальные «качалки» - с душными зальчиками, с самодельными тренажерами, без душа и вентиляции и с одним-единственным тренером-хозяином в старых трениках и с голым торсом.

Маркетинговая компания «Бизнес Порт» оценивает потенциальную емкость российского рынка фитнес-услуг в $2 млрд. По прогнозам компании, этой цифры рынок достигнет через 5–6 лет. Эксперты из информационно-консалтинговой группы «Центр пространственных исследований» уверены, что можно было бы достичь и большего, если сделать упор именно на фитнес-клубы экономкласса. Но владельцы предпочитают работать не на больших объемах, а на высокой марже. И в этом плане «крутые» спортклубы куда привлекательнее. Они окупаются за 2–3 года, главным образом, за счет высоких цен и дополнительных услуг: SPA, фитобаров, эксклюзивной спортивной одежды и т. д. Экономклубы окупаются не менее чем за 3–5 лет. Выгоднее открыть дорогой клуб в центре города Иваново, чем дешевый в Бутове. Вот российские премиальные сети, которые на 60–70% освоили столичные рынки, и осваивают регионы, заполняя пустующую нишу. Всего в России, по данным «Бизнес Порта», не больше 2000 фитнес-клубов. 30% из них находятся в Москве, 10% - в Санкт-Петербурге. Большинство - из дорогих, с годовым абонементом за $2000–5000.

Алексей Трушин, гендиректор сети фитнес-клубов «World Class Нижний Новгород», не скрывает, что ориентируется не более чем на 3% горожан. Свою аудиторию он знает четко: это состоявшиеся предприниматели, менеджеры высшего звена, обеспеченные чиновники, политики и их семьи. У них есть квартира, дача, машина, положение в обществе и осознание того, что фитнес - это «полезно и престижно». «Из более одного миллиона жителей города позволить себе услуги сети World Class могут примерно 50 000 платежеспособных нижегородцев, но и этого нам вполне хватает», - говорит Трушин. Сейчас в 4 клубах сети занимаются более 6000 человек.

При съезде с улицы Белинского в парковую зону, где находится самый большой нижегородский фитнес-центр сети World Class, каждый вечер образуется пробка из «лексусов», «крайслеров» и «мерседесов» - парковочных мест на стоянке катастрофически не хватает. Для особо привередливых пришлось обустроить VIP-паркинг и ввести VIP-абонемент стоимостью 132 000 руб. в год. Но и на него сразу образовался лист ожидания. «Тут по вечерам ужас что творится, поэтому я занимаюсь днем, - объясняет текстильный дизайнер Ирина в перерыве между подходами к замысловатому блочному тренажеру. - Достойных клубов в городе мало, а людей с достатком много, поэтому тут такой ажиотаж».

Ей не жалко 66 000 руб. за абонемент, но важно, чтобы все было «на уровне» - просторный светлый зал, вентиляция, бассейн, теннисный корт, персональный инструктор, массаж. Ирина занимается по разработанной специально для нее системе и постоянно консультируется у своего личного инструктора по вопросам питания и тайм-менеджмента. Здесь же она встречается с подругами и деловыми партнерами.

Самому старшему члену клуба - 76 лет, младшему - 4 месяца. Трехлетний Миша еще не осознает, что является «элитой». Пока он просто плескается в бассейне со стеклянной крышей. В противоположной части бассейна прыгает с ноги на ногу его мама - у нее занятие «аквамоушэном» (для избавления от целлюлита и лишнего веса). Бабушка Миши расслабляется неподалеку, в отгороженном от бассейна джакузи.

«Мы сознательно позиционируем клуб как идеальное место для семейного отдыха, а еще для неформального общения политической и бизнес-элиты города; и для многих наличие нашей карты - “комильфо”, - хвастается Трушин. - У нас есть несколько VIP-членов, которые появляются в клубе 1–2 раза в год. Мы предлагали выкупить у них карту (у нас же очередь!), но они не хотят - мол, это вопрос статусности».

Пока премиальные и люксовые сети изучают пространство за МКАДом, спальные районы столицы осваивают экономсети. Спортивные клубы «Империи Фитнеса» привлекают массового клиента удобным месторасположением «у дома» (Восточное Дегунино, Текстильщики, Чертаново и т. д.) и ценами. Годовой абонемент на занятия с часу ночи до 5 утра стоит 900 руб., в дневное время - от 5000 руб. К сожалению, Newsweek не удалось выяснить, в чем секрет доступности оператора. Учредители наотрез отказались общаться с корреспондентом (или хотя бы назвать имена), а фотографа ни в один клуб сети не пустили.

Клубы, как правило, располагаются в подвалах супермаркетов «Копеечка» или «Пятерочка». Помещения небольшие, от 600 до 900 м2, но народу очень много, особенно молодых девушек и «качков». Корреспондент Newsweekпришел под видом обычного клиента в клуб в Медведкове, у того самого почтового отделения №81, и встал в очередь за клубной картой. Оказалось, что заведение еще не отделано и откроется не раньше конца ноября. Абонементы продаются, однако, уже несколько месяцев. Сколько в клубе уже членов, менеджер нам сказать не смогла: «Такую статистику мы не ведем. Мне самой было бы интересно узнать».

Угрюмый молодой человек предложил нам экскурсию по «будущему» клубу. «Вот тут у нас будет раздевалка», - заявил он, указывая на заваленное досками и хламом небольшое помещение. «А здесь вот боксёрская», - объявил парень, показывая темную комнатку размером с кухню. Наибольшее впечатление на нас произвел будущий тренажерный зал - длинный и узкий, с очень низким потолком. В одной половине зала среди мешков с цементом и ведер с краской стоят запакованные тренажеры, в другой - на раскладушках и стульях отдыхают усталые гастарбайтеры.

Мы не стали приобретать абонемент, пожаловавшись менеджеру на сырость и тесноту. «Как хотите. За эти деньги вы здесь лучше ничего не найдете, - хмыкнула девушка-администратор. - Зато у нас тренер по боксу из Бибирева и тренажеры все новые, это вам не советская качалка». Остальным любителям спорта, присутствовавшим на консультации, ее доводы, видимо, показались весомыми. За 15 минут членские карты приобрели 4 человека, в том числе девушка в розовом костюмчике.

Елена Черненко
'Русский Newsweek' 24 - 30 сентября 2007 № 39 (163)

Подробнее об исследовании рынка фитнес-услуг