РАЗВИТИЕ СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО И ПОРТОВОГО КОМПЛЕКСОВ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ. ЧАСТЬ 3. ПРОИЗВОДСТВО

Одна из самых крупных отраслей машиностроения Крыма - судостроение. Оно представлено крупными предприятиями в Севастополе (производство плавкранов), Керчи, Феодосии. 
 
Загрузка судостроительных предприятий Крыма на настоящий момент составляет максимум 40%
 
Судостроительный завод «Залив» является крупнейшим отраслевым предприятием полуострова Крым. В 2014 г. он перешел под контроль управляющих, связанных с «Зеленодольским заводом им. Горького». 
Сухой док возможно разделить на две части, что позволяет проводить параллельно ремонт и постройку нескольких судов одновременно. 
Завод загружен не полностью (30-40%) и ожидает крупные государственные заказы на строительство военных и гражданских судов. В сентябре 2014 г. на судостроительном заводе «Залив» состоялась торжественная церемония закладки двух пассажирских судов «Симферополь» и «Керчь» проекта SPS-150, предназначенных для перевозок пассажиров по морской прибрежной зоне на регулярных и туристических маршрутах. 
 
«Севастопольский морской завод» (СМЗ) - в прошлом градообразующее предприятие, сегодня находится в собственности Петра Порошенко. Из более 15000 сотрудников, работавших на заводе в конце 80-х, сейчас в штате работает порядка 350 чел. 
На заводе неполная рабочая неделя, нет заказов, мощности изношены на 80% и требуют капитального ремонта и модернизации. 
До марта 2014 г. «Севастопольский морской завод» активно использовал практику аутсорсинга при выполнении крупных заказов. В настоящее время в одном из доков завода стоит небольшой сухогруз с минимальным объемом ремонтных работ. Рабочие завода ждут перехода завода под юрисдикцию МО РФ. Предприятие на сегодняшний день не переоформлено по российскому законодательству, поэтому неясно, что с ним будет.
Мощности загружены примерно на 5%.
 
В 2014 г. Совет министров Крыма создал государственное унитарное предприятие РК «Судостроительный завод «МОРЕ» вместо ОАО «Феодосийская судостроительная компания «МОРЕ». По словам министра промышленной политики РК Андрея Скрынника, главная цель этого решения - создать благоприятные социально-экономические условия на предприятии, полностью загрузить его мощности и увеличить налоговые отчисления в бюджет республики.
 
«Морской индустриальный комплекс» (МИК), входивший в состав холдинга «Портинвест», расположен на северной стороне города и обладает крупнейшим доком в Севастополе. 
В прошлом это была северная площадка СМЗ. 
В 2000-х гг. на ее территории построили крупный перевалочный зерновой терминал и терминал по перевалке металлопроката металлургических предприятий Украины «Авлита». Компания «Авлита» и МИК принадлежат группе «СКМ», подконтрольной Ринату Ахметову. Ходят слухи, что Ахметов перерегистрировал «Авлиту» и МИК на свою московскую компанию. 
Работы нет ни у «Авлиты», ни у МИКа. Мощности простаивают, персонал увольняется. 
Ранее при выполнении крупных судоремонтных заказов на МИКе использовался аутсорсинг.
 
СРЗ «Южный Севастополь» расположен в южной части города в районе Камышовой бухты и бывшего рыбного порта. 
Завод находится в частной собственности и перерегистрирован по российскому законодательству. Часть завода перепрофилирована под зерновой терминал. 
Завод является основной ремонтной площадкой по ремонту судов Керченской переправы компании «Аншип». 
Мощности завода загружены примерно на 40%. Активно используется аутсорсинг.
 
«13 СРЗ» МО РФ - основная площадка для ремонта судов и кораблей ЧФ РФ. Завод на данный момент является основным профильным работодателем Севастополя. 
Мощности завода загружены полностью, часть работ завод перепоручает инжиниринговым компаниям, имеющим лицензию Рособоронзаказа и ФСБ, а также «корни» в Москве.
Сейчас завод ремонтирует уже второй БПК Северного флота из состава постоянного оперативного соединения в Средиземном море. Здесь же проходит ремонт и ДЭПЛ Черноморского флота «Алроса». 
 
Компании «Сориус» и «Персей» находятся на одной площадке, которая раньше являлась частью СМЗ, но имеют разных частных владельцев. Заводы расположены в Южной бухте города.
«Сориус» объединяет в себе предприятия «Наутилус-Сев» и «Сориус-Судосервис», которые занимаются судоремонтом и поставками сменно-запасных частей, изделий и механизмов, радио и электроаппаратуры.
Мощности загружены примерно на 30%.
 
Группа «ТехФлот» включает в себя инжиниринговую компанию «ТехФлот», конструкторское бюро и завод «Крымская судоремонтно-строительная компания». Центральный офис предприятия и производственные мощности расположены на корабельной стороне города. Завод не имеет своей причальной стенки и дока, а арендует их у вышеперечисленных владельцев. На заводе расположены стапеля для строительства судов и изготовления судовых секций, цеха и участки для ремонта/проверки судового оборудования и механизмов, изготовления судовой мебели и т.п.
Группа находится в частных руках. 
Мощности загружены на 30%.
 
Как видно, развитие морского транспорта в Азово-Черноморском бассейне предопределило становление в Крыму судоремонтной базы. Судоремонтные заводы представлены в городах Керчь, Феодосия, Севастополь. Они обслуживают торговый, рыболовный и военный флот. В этих же городах осуществляется подготовка трудовых ресурсов для работы в соответствующих отраслях.
 
ВПК Крыма включал в себя около 30 предприятий, в том числе научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации. В валовой промышленной продукции доля продукции ВПК составляла около 30%. Предприятия ВПК, кроме специальной военной продукции выпускали и гражданскую. Она производилась на 9 судостроительных заводах, где было занято свыше 70% промышленно-производственного персонала комплекса.