Российские и зарубежные фирмы разрабатывают все новые системы опалубок, но российские строители не спешат применять их на своих объектах.
Метод возведения зданий с применением опалубки в последние годы получил широкое распространение и признан перспективным как строителями, так и заказчиками. Технология монолитного домостроения позволяет создавать любые криволинейные формы, проектировать и строить здания уникальные по своей архитектуре со свободными планировками, большими пролетами и требуемой высотой потолка.
Опалубочные элементы либо демонтируются (при применении сборно-разборных опалубок), либо становятся частью стены (при использовании несъемной опалубки). Несъемные опалубки из пенополистирола представлены на российском рынке следующими производителями: «ААБ» («КАН-СТРОЙ ГРУП»), ЗАО «Изодом-2000» («Интеко»), «PLASTBAU» (Швейцария), «Стройсервис-2000» и др. Наиболее известными производителями элементов несъемной щитовой опалубки являются фирмы VELOX и Eltomation (Голландия). Несъемную опалубку из ДСП на российском рынке, например, представляет фирма «DOMAX» (технология GRUBER).
Еще большим количеством разнообразных систем представлена съемная опалубка. Мы ограничимся лишь некоторыми примерами. Многофункциональная система опалубки ОПРУС-1 и ее модификации ОПРУС-1М дают возможность производить бетонирование любых по геометрии монолитных стен и перекрытий. Разработанная специалистами БелНИИС опалубочная система МОДОСТР позволяет осуществлять скоростное строительство монолитных и сборно-монолитных конструкций. В результате модернизации компонентов существующей опалубки специалисты «Крамос Инженеринг» создали новую систему алюминиевой опалубки стен Alumix.
Рамная опалубка является новой разработкой конструкторов фирмы ООО «ДИАМАНТ-РАЙЗЕН». В ее основе – специальные стальные профили для каркасов щитов, позволяющие значительно сократить количество системных элементов, а монтаж и демонтаж панелей упрощается благодаря быстроразъемному клиновому замку, который устанавливается в любом удобном месте по боковой обвязке щитов.
Хорошо известны опалубочная система «ЦНИИСК-ЗОКИО», опалубка «СООП». Существует целое созвездие немецких разработок, система опалубок от Deutsche Doka, опалубки компании «Thyssen Huennebeck GmbH», опалубочные системы MEVA, к последним относятся широкое применяемые в России Mammut и StarTec.
Все эти фирмы постоянно усовершенствуют свои системы, предлагают новинки, но, по мнению аналитиков, российские строители пока не готовы к постоянному техническому обновлению.
По результатам исследования…
Об основных тенденциях развития рынка опалубок рассказывает исполнительный директор ЗАО «Бизнес Порт» Ольга Киюцина:
- Исследовательская компания «Бизнес Порт» является активным участником строительного рынка, проводя его непрерывный мониторинг, оценивая тенденции развития строительной отрасли и рынка строительных материалов. Рынок опалубок исследовался компанией «Бизнес Порт» в рамках проекта по оценке тенденций развития монолитного домостроения в Санкт-Петербурге.
Опалубочные работы в монолитном строительстве, несмотря на относительно невысокую стоимость (около 18% в себестоимости производства конструкций из монолитного железобетона), имеют очень высокую трудоемкость – по оценкам экспертов, на них приходится около 41% трудозатрат. В 1,5-2 раза сократить трудозатраты, а также уменьшить себестоимости и повысить качество поверхностей может применение новых типов опалубочных систем из пластмассы и алюминия, тканной стальной сетки, стеклопластика, стали и фанеры с различными эффективными покрытиями. Однако новаторство по внедрению подобных опалубочных систем зачастую просто не востребовано на рынке российского строительства, так как не всегда соответствует существующим СНИПам.
Большинство строительных компаний для разных работ (стены, перекрытия, колонны, шахты лифтов, цокольные заливки) практикуют использование опалубок различных производителей. В целом же рынок строительной опалубки можно разделить на два больших сегмента: продукция отечественного и импортного производства.
В Санкт-Петербурге на опалубку отечественного производства, предлагаемую к продаже, приходится всего около 10% рынка. Такая опалубка, как правило, имеет малое количество циклов оборачиваемости и, соответственно, невысокую цену.
Чаще всего опалубочное оборудование предлагается в аренду – такой способ взаимодействия со строителями использует около 80% компаний-поставщиков. В аренду обычно предоставляется дорогостоящая опалубка, выдерживающая большое количество циклов использования. Стоимость аренды за месяц составляет в среднем 6-8% от продажной стоимости.
При этом величина аренды напрямую зависит от спектра дополнительных услуг, предлагаемых поставщиком. Сервисами, увеличивающими цену, является доставка опалубки на объект и сопровождение инструктора. Услуги по бесплатной доставке опалубки на строительный объект предоставляет всего 30% компаний. Около 40% поставщиков предлагает инженерную поддержку и инструктаж, причем чаще всего инженерное сопровождение предоставляется только на начальном этапе (предоставление инструктора на весь период аренды опалубки встречается достаточно редко). Следует отметить, что получить инженерное сопровождение в большинстве случаев клиент может только при выполнении определенных условий: при достаточно весомом объеме поставки, либо аренде на значительный срок.
Большинство поставщиков предоставляет палубу, являющуюся расходным материалом опалубки, за отдельную плату (ее стоимость составляет до $1000 за куб.м). В монолитном строительстве обычно применяется специальная фанера с ламинированными поверхностями, толщиной от 16 до 22 мм. Палуба выдерживает от 3 до 50 циклов использования в зависимости от характеристик фанеры и степени ухода (применения смазки).
Сроки поставок необходимого количества опалубки, или специфичной детали составляют от недели до двух месяцев. Достаточные складские запасы для обеспечения крупного или нескольких небольших заказов в день обращения имеет только около 20% петербургских поставщиков. Это говорит о том, что на рынке существует определенный дефицит, хотя он и не слишком велик.
Следует отметить, что на данном рынке практически отсутствует такое понятие, как гарантийный срок или гарантийное обслуживание. То есть не существует четких регламентов по разрешению претензий клиентов. Хотя наличие претензий является скорее исключением, чем правилом (90% поставщиков не сталкивалось с вопросами о гарантии), наличие гарантийных обязательств существенно повышает лояльность клиентов.
В целом можно говорить о том, что рынок строительной опалубки все еще находится в стадии становления: постепенно происходит вытеснение с рынка импортной продукции, увеличивается число российских производителей, повышается качество их продукции. Тем не менее, на рынке еще не определились крупные игроки и стандарты сервиса. Это связано с тем, что большинство участников рынка - это структуры, аффилированные с крупными строительными компаниями, фактически продающие собственные излишки опалубочного оборудования.
Подготовила Наталья Соколова
Журнал 'Строительство и городское хозяйство', №93 (май) 2007 г., с.54