23.10.07

Рынок нерудных строительных материалов является высококонцентрированным, в каждом регионе действует небольшое количество производственных компаний, занимающих большие рыночные доли. Аналитики исследовательской компании «Бизнес Порт» объясняют это локальным характером рынков нерудных стройматериалов, которые не подлежат транспортировке на дальние расстояния из-за высокой доли транспортных расходов. Так, в структуре цены тонны щебня железнодорожный тариф составляет 46%, а в структуре цены тонны песка транспортные расходы (включая перевозку, погрузку, выгрузку) – могут достигать до 90%.
При этом, несмотря на большую издержкоемкость доставки, рынок песка менее концентрирован, чем рынок гравия, где имеется низкая конкурентная активность. Основной причиной низкого уровня конкуренции на рынке нерудных материалов являются значительные барьеры, препятствующие выходу на рынок новых игроков. В частности, на получение лицензии на освоение того или иного месторождения и оформление соответствующих разрешительных документов уходит до 3 лет. Количество выданных лицензий невелико – максимальное их число приходится на Южный федеральный округ – всего 210, в других федеральных округах и того меньше.
Кроме того, в качестве барьера для развития рынка выступает и ограниченный объем разведанных запасов – большинство освоенных месторождений активно эксплуатируются участниками рынка, а освоение новых требует проведения геологоразведочных работ и большого объема инвестиций, что повышает риски вложений.

Подробнее об исследовании

Другие аналитические материалы